Работа с родителями
Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы.
Задачи:
1) формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
2) формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
3) вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии );
4) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- участие в управлении образовательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления |
формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей (совместно со школьным психологом и социальным работником) |
родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации |
|
тренинги |
|
конференции |
|
родительские собрания |
|
вовлечение родителей в образовательный процесс |
дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
|
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
|
родительское общественное патрулирование |
|
шефская помощь |
|
участие в управлении образовательным процессом |
участие родителей класса в работе попечительского совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
|
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Методы работы с родителями:
· наблюдение;
· индивидуальные беседы;
· тестирование;
· анкетирование;
· диагностика;
· анализ детских рисунков и рассказов о семье;
· метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями:
· Совместные родительские собрания;
· Концертные спектакли;
· Семейные конкурсы;
· Спортивные соревнования;
· Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;
· Туристические походы и экскурсии;
· Участие родителей и детей в выставках.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
· инвесторы-спонсоры;
· социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
· эксперты качества образования;
· защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
-изучение семей обучащихся;
-работа с родителями;
-работа с проблемными семьями;
-сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
-работа с семьей в системе дополнительного образования;
-сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
1.Изучение семей обучающихся
Цель: Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель». Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
-работа над совместными проектами
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом, социальным педагогом.
Цель: Вовлечение психолога, логопеда, социального работника в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
-консультации с психологом, логопедом, социальным работником;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
-консультации для родителей, совместные индивидуальные консультации
Принципы реализации Программы
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
- Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
- Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- овладение способами проектирования собственной деятельности;
- предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
- привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Организация совместного творчества учителей, обучающихся и их родителей, что предполагает:
- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
- определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
- использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:
- - выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- - опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- доверие ребёнку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
- заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;
- создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.
Управление взаимодействием школы и семьи
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
- организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;
- пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;
- подготовку учителей, обучающихся и родителей к совместной деятельности;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
- стимулирования взаимодействия школы и семьи.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.
- Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Ожидаемые результаты:
- в целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:
- совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;
- работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;
- работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);
- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
- активное включение в работу с семьёй социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования и др.;