Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность обучающихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
- Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
- Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
- Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
- Финансовая грамотность: совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление: способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции: сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности ФГБНУ ФИПИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
-
Указ Президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
-
Приказ Минпросвещения России от 06.05.2019г. №590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
-
Приказ Департамента образования Орловской области от 17.12.2024 г. №1981 "Об утверждении регионального плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Орловской области в 2025 году "
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Управления общего образования, физической культуры и спорта от 09.01.2025г. №1 "Об утверждении плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся"
ШКОЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ от 09.01.2025г. № 4 "Об утверждении плана-графика («дорожной карты») реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в 2025 году "
План - график повышения курсовой переподготовки
Методические рекомендации для педагогов
Методические рекомендации для родителей