Функциональная грамотность
-это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде
Подготовка к участию в общероссийской, региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Цель программы:
Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
О реализации программы
Исследование PISA проводится циклично: раз в три года. Российская Федерация принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году.
В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
-
Указ Президента РФ от 07.05.2018г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
-
Приказ Минпросвещения России от 06.05.2019г. №590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
-
Приказ департамента образования Орловской области №1264 Об организации работы по функциональной грамотности обучающихся на 21-22 уч.г
-
Приказ департамента образования Орловской области "Об утверждении регионального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся"
-
Приказ УО от 08.10.2021 г. № 153 "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") по формированию функциональной грамотности обучающихся"
-
Методические рекомендации «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на муниципальном уровне».
ШКОЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Об утверждении плана-графика общеобразовательной организации по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Приложение к приказу.
Отчет о реализации мероприятий плана-графика по формированию функциональной грамотности
Выписка из протокола заседания педагогического совета
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧАСТИЮ В PISA-2024
Методические рекомендации
-
Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
- Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
-
В каком направлении развивается российская система образования (по результатам PIZA – 2018)
Полезные ссылки
- Федеральный институт оценки качества образования
- Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
- Проведение исследования PISA-2018 в России
- Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
- Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
- Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
- Московский государственный областной университет
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
---|---|
2. Естественно-научная грамотность |
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся |
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» |
Список литературы по формированию функциональной грамотности |
Оценка функциональной грамотности (презентация) |
Результаты PISA в 2020 (презентация) |
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) |
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) |
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)